Изготовление журналов по законам пропорции и контраста
Получение высокого уровня оформления любого печатного издания является весьма непростой задачей. Особенно сложна она в современных условиях высокой конкуренции, когда на какую бы тему не выходило издание, ему придется соперничать с двумя-тремя, а иногда и более конкурентами. В таких условиях изготовление журналов должно происходить опираясь на четкие законы композиции, соблюдение которых позволит получить качественный с оформительской точки зрения продукт. Это гарантирует получение своего «лица» любому журналу, какой бы теме он не был посвящен. Всего таких законов существует пять и каждый из них по-своему важен для дизайна журнала.
Первый закон можно назвать законом пропорции. В соответствии с ним материал на полосе должен быть сверстан по принципу золотого сечения, т. е. в соотношении (1:1,618) или в процентном отношении (62:38). В окружающем нас мире мы постоянно сталкиваемся с этой пропорцией в спиральных структурах, телах, биоритмах и т. д. Человек еще в древние времена подметил эти принципы и использовал их при строительстве пирамид. В искусстве ими пользовались художники и архитекторы, например великий Леонардо да Винчи или российский архитектор Желтовский.
Следующий закон – контраста, по которому стоящие рядом друг с другом элементы должны контрастировать. Особенно на него стоит обратить внимание при изготовлении в журналах заголовков, подзаголовков, рубрик. Например, выбирая для заголовка жирный шрифт, рубрику необходимо набирать светлым.
Равновесие, ритм, гармония и изготовление журналов
В соответствии с третьим законом равновесия материалы на полосе должны располагаться так, чтобы «тяжелые» элементы уравновешивались «легкими». «Тяжелыми» считаются элементы крупной формы или размера – большие куски текста, крупные фотоснимки, заголовки, набранные крупным кеглем, «легкие» – маленькие заметки, линейки, небольшие иллюстрации. Изготовление журналов в соответствии с этим законом придает им стройность.
Четвертый закон ритма должен проявляться в чередовании частей художественной формы. Прежде всего, это касается колонок, врезок, иллюстраций. Может показаться, что чередование в издании одинаковых оформительских приемов приведет к монотонности и однообразию. На самом же деле, дизайн журнала от этого только выиграет. Он будет стройным, целостным, имеющим свой облик.
И согласно последнему, пятому закону гармонии, все элементы полосы должны быть связаны между собой. Довольно часто лучше отказаться от эффектного оформительского приема, который вносит дисгармонию в оформление страницы, чем применять его в изготовлении журналов.