Приступая к иллюстрированию периодического издания, необходимо придерживаться принципа целостности и организованности. Читатель, смотрящий на полосу, иногда испытывает чувство эстетического удовлетворения, а иногда нет. Почему? Как на это влияет дизайн журнала? Глаз фиксируется на графических составляющих полосы, в первый миг воспринимает все в совокупности, а затем фиксируется на чем-то выделяющемся, в первую очередь на фотографии. Чувство удовлетворения возникает, когда достигается целостность в оформлении. И это не стихийный результат, а плод продуманного использования и размещения каждого графического элемента.
В основе формы любого печатного издания лежат такие понятия как ритм, пропорция, динамика, контраст, равновесие. Изготовление журналов тяжело представить себе без фотоснимков, играющих чуть ли не главную роль в любом номере. При правильном дизайнерском подходе можно говорить о продуманной композиционно-графической модели издания. Каждый журнал будет иметь свои акценты в использовании фотографий. Для одного это будут репортажные снимки с места действия, динамичные, сделанные в момент наивысшего напряжения. Для другого – студийные фотографии, на подготовку к которым ушло множество минут. Изготовление журналов, на страницах которых печатаются фотоочерки, будут иметь свою особенность. В них фотоиллюстрации будут графической доминантой, замещающей текстовую составляющую.
Дизайн журнала. Оптимальность изображений
Важную роль в иллюстрировании играет оптимальность изображений как на отдельной странице, так и в номере в целом. Особенно важно это для фотографий. Из-за пренебрежения принципом оптимальности в одном случае полоса может показаться серой, при отсутствии изображений, а в другом – чересчур пестрой, при перенасыщенности фотоснимками. И то и другое отрицательно повлияет на дизайн журнала. Разбросанность небольших изображений по развороту придает ему вид мозаичности. В результате читатель оказывается в «лабиринте» фотографий, что затрудняет чтение, рассеивает внимание и в результате снижает «силу» фотоснимков. Какой бы теме не было посвящено изготовление журналов, формулу оптимальности вывести достаточно тяжело. Для автомобильных изданий они будет одна, для популярных научных журналов – другая, а для литературных альманахов – третья.